Герб татарской автономии саратовской области
Федерация кореш саратовской области
СК Алга
ОМТО Сарытау

Региональная национально-культурная

автономия татар Саратовской области

Сопредседатель Совета муфтиев России,
муфтий Духовного управления мусульман Саратовской области

Мукаддас Аббасович Бибарсов родился в 1960 году в семье широко известного мусульманского священника Аббаса Бибар-сова. Аббас хазрят в разные годы служил в мечетях Уфы и Баку, а в настоящее время живет в родном селе Средняя Елюзань в Пензенской области, является председателем-муфтием Единого Духовного управления мусульман Пензенской области.
После окончания средней школы и службы в армии М.А. Бибарсов поступает учиться в знаменитое Бухарское мед-ресе «Мир-Араб», получает здесь религиозное образование. В 1987 году его назначают имамом Саратовской мечети. Мечеть помещалась тогда в купленном мусульманской общиной не-большом двухэтажном здании, прихожанами были в основном старики. Молодой имам энергично взялся за дело, стараясь со-брать вокруг себя как можно больше людей, особенно из числа татарской молодежи. В этом ему помогали такие личные каче-ства, как доброжелательность, коммуникабельность, умение убеждать, разговаривать с людьми разных возрастов и профес-сий. Успеху его деятельности способствовало и само время, пе-ремены в общественном сознании, вызванные перестройкой и демократизацией.
М.А. Бибарсов чутко уловил эти перемены, активно вклю-чившись в набиравшее силу национальное движение, в том числе и среди татар, в Татарстане. Начиная с 1988 года он вме-сте со своими единомышленниками Митясимом Сулеймановым и Рушаном Сайфетдиновым принимает участие в создании Та-тарского общественного центра в Казани, во всех организуемых им мероприятиях. Они пытаются создать такой же центр в Са-ратове, однако местные власти препятствуют этому. После того, как авторитетные представители татарской партийной интел-лигенции, такие как Р.Ш. Амиров, М.Ф. Зайнетдинов, Ф.А. Ра-шитов, поддержали эту идею, был дан «зеленый свет» этому процессу, и в мае 1989 года возникло Татарское общественное культурно-просветительное объединение «Идель». М.А. Бибар-сов, М.Ш. Сулейманов и Р.И. Сайфетдинов принимают самое активное участие в создании названного объединения и в его деятельности.
Появление авторитетного национального объединения стало хорошей базой для реализации религиозных проектов имама М. Бибарсова. В сентябре 1989 года по его инициативе в Саратове было проведено торжественное собрание, посвященное 1100-летию принятия Ислама в качестве официальной религии в Волжской Булгарии. Собрание имело большой общественный резонанс. В ноябре того же года решением Саратовского горисполкома мусульманам было возвращено здание исторической мечети на Татарской улице. Это здание было построено еще в 1830-е годы на средства прихожан-мусульман, в советское время использовалось не по назначению. В последние годы там помещался вытрезвитель. После совета с мусульманской уммой было решено ветхое здание снести и на этом месте построить современную просторную соборную мечеть. На ряд последующих лет реализация этого проекта стала главной заботой Мукаддаса хазрята. Благодаря поддержке всей мусульманской уммы про-ект получил ныне воплощение в прекрасном здании, ставшем одной из достопримечательностей Саратова.
За прошедшие двадцать лет Мукаддасом хазрятом Бибарсо-вым проделана огромная организационная и просветительская работа по сплочению и воспитанию мусульманского населения. По его инициативе в 1989 году стала выходить первая в России газета «Мусульманский вестник», организованы передачи по местному телевидению «Аллаху Акбар». В 1994 году создано Ду-ховное управление мусульман Поволжья, которое он возглавил. Изданы книги и брошюры «Шаг на пути к Аллаху», «Справоч-ник по Исламу», «Мусульмане Поволжья».
В условиях политизации российского общества и формиро-вания новой государственности Мукаддас Аббасович проявил себя как энергичный общественный и политический деятель. При его активном участии были созданы общероссийские поли-тические объединения: в 1995 году – «Союз мусульман России», в 1996-м – «Мусульмане России». Он был одним из руководите-лей этих объединений. И хотя политические организации, ис-пользующие религиозный бренд, не смогли закрепиться на по-литическом поле России, эта работа дала саратовскому имаму бесценный политический опыт, выдвинула его в число наиболее авторитетных и влиятельных духовных лидеров мусульман. Его хорошо знают, с его мнением считаются не только в России, но и во многих странах исламского мира: в Саудовской Аравии, Иране, Пакистане и т. д.
В конце 90-х годов XX – первые годы XXI века главное вни-мание Мукаддаса хазрята Бибарсова, как и многих других имамов, сосредоточилось на вопросах внутреннего строительства мусульманской уммы России, поиска и определения идейно-нравственных ориентиров религиозной деятельности. При его активном участии был создан Совет муфтиев России, что стало началом преодоления раздиравших мусульманское духовенство внутренних противоречий, первым шагом на пути консолидации и взаимодействия. В эти годы в Саратове прошли организованные ДУМП представительные общероссийские научно-практические конференции: «Мусульмане России за мир и согласие в обществе», «Мусульманская молодежь за духовно-нравственное возрождение», «Ислам и Мир», «Женщина в Исламе» и др. Это говорит о том, что лидер саратовских мусульман является человеком ищущим, творческим; он не замыкается в кругу религиозных догматов и обрядовой стороны Ислама, а живет заботами и проблемами современного общества, не только учит, но и учится, черпая знания в науке и социальной практике.
Как человек вдумчивый и трезвомыслящий, Мукаддас Абба-сович понимает, что всеобщая клерикализация современного общества, как и воцерковление населения не только невозмож-ны, но и вредны. С этим связано его критическое отношение к таким инициативам Русской православной церкви, как уста-новка придорожных крестов и введение в учебные планы госу-дарственных школ курса «Основы православной культуры». Эти инициативы, по его мнению, противоречат как светскому характеру Российского государства, так и поликонфессиональному составу населения. В России должны уважаться и соблюдаться права верующих всех конфессий, а также неверующих, то есть атеистов. Никаких привилегий ни одной этнической или конфессиональной группе, никакого ущемления интересов и прав по этноконфессиональному признаку, полная свобода совести, – таковы выстраданные и завоеванные народами России демократические принципы, и только их строгое, неукоснительное выполнение, по мнению М.А. Бибарсова, поможет избежать серьезных конфликтов на национальной и религиозной почве. Это – ответственная, подлинно государственническая позиция.