Герб татарской автономии саратовской области
Федерация кореш саратовской области
СК Алга
ОМТО Сарытау

Региональная национально-культурная

автономия татар Саратовской области

 

Родился Юсеф Джафарович  в рабочем поселке Чаадаевка Пензенской области, где жили в основном русские. В классе  был единственным татарином. Среднюю школу закончил с серебряной медалью и поступил в Саратовский медицинский институт.

По словам Юсефа Джафяровича:

"Среди моих родственников было много духовных и религиозных служителей, а я мечтал стать юристом. Но отец сказал: «В нашем роду все мужчины приносили пользу обществу, наро-ду. Поэтому ты станешь врачом». А у нас принято слушаться родителей, тем более что в семье было шесть дочерей и я – единственный сын. Прошли годы, а меня до сих пор удивляет мудрость моего отца, который выбрал для меня, как я понимаю сейчас, единственно верный путь. Сегодня двое моих взрослых сыновей работают врачами, а младший учится на третьем курсе Саратовского медицинского университета.
Во время студенческих каникул, которые я всегда проводил у родителей, познакомился со своей будущей женой. Найля
жила с родителями в Алма-Ате, а в Пензенскую область приезжала во время каникул к родственникам. Потом были годы переписки. К созданию семьи я относился очень серьезно – так воспитывали нас родители, а сердце подсказывало, что это – моя Судьба. И – бывает же так! 8 июля прошлого года, в день
30-летия нашего супружества, в стране был объявлен свой, рос-сийский, День любви и верности – 8 июля.
После института работал хирургом, затем заведующим хи-рургическим отделением Лопатинской районной больницы Пензенской области, которое вывел в пятерку лучших отделе-ний области. Но хирургу нельзя останавливаться в профессио-нальном росте. К тому же подрастали сыновья, надо было ду-мать о том, чтобы дать им хорошее образование. Все студенче-ские годы я жил на квартире, и решил – это было важно для ме-ня, – чтобы мои сыновья были рядом со мной, и я помогал им становиться на ноги.
В Саратове надо было начинать с нуля: обустраивать быт, утверждаться как хирургу, нарабатывать врачебный авторитет. Работал ведущим хирургом в третьей советской больнице, а десять лет назад меня пригласили заведующим хирургическим отделением в шестую городскую больницу. В отделении 30 хирургов, и важно, чтобы каждый мог раскрыть свои возможности, а для этого надо не только помогать, но и не мешать людям развиваться. Думаю, мне это удается, потому что на протяжении последних семи лет наше отделение признается лучшим по области. Спасибо и коллективу: буквально после первых же лет совместной работы мою кандидатуру выдвинули на присвоение высшей награды для врача – «Заслуженный врач Российской Федерации».
Я с семьей только-только переехал в Саратов, когда услы-шал о том, что татары решили организовать национальное объ-единение. Организационное собрание было бурным, как и само время высокой общественно-политической активности населе-ния. Идея национально-культурного возрождения буквально витала в воздухе среди всех коренных народов страны, не стал исключением и многонациональный Саратов. Я и сам ратовал за то, чтобы татары были объединены, чтобы у нас была своя школа, чтоб люди не потеряли свой родной язык и культуру, чтобы не забыли свои корни и чтили вековые традиции пред-ков…
На собрании я увидел, насколько трудно было объединить людей в рамках национально-культурного возрождения, многие колебались, кидались из крайности в крайность, в том числе и националистического толка. Накал эмоций был большой, и мне запомнилось страстное, но в то же время аргументированное выступление ныне покойного Мавия Фатиховича Зайнетдинова. Он был прирожденным оратором-трибуном, обладал огромной энергетикой и буквально зажигал людей своими речами. Иная манера выступления у Фрида Айниевича Рашитова – человека с непререкаемым авторитетом, который как историк убеждал людей фактами, оценку которым дали века, как ученый-обществовед умел предвидеть последствия непродуманных решений, предлагаемых на эмоциональной волне… Вместе им удалось направить всплеск национального самосознания в позитивное русло.
Постепенно объединение стало охватывать все сферы на-ционально-культурной жизни саратовских татар. Яркие нацио-нальные праздники и концертные программы, проведенные на высоком профессиональном уровне с приглашением творческих коллективов Татарстана, множество познавательных мероприя-тий самой разной направленности…
Этот перечень можно продолжать и продолжать, но первым делом стала забота о подрастающем поколении, стремление пе-редать им огромное культурно-нравственное наследие наших предков. Вначале открылась воскресная школа по изучению та-тарского языка, потом национальная татарская школа, которая позже получила статус гимназии. Возглавляет НТГ талантли-вый педагог и организатор, кандидат педагогических наук За-кия Идрисовна Саласкина. Сейчас в городе есть и национальный татарский садик.
Я благодарен Саратовскому татарскому общественному культурно-просветительному объединению «Идель», которое сплачивает людей. В «Иделе» собрался цвет татарской нации, неравнодушный к судьбе своего народа. Я с уважением отно-шусь и очень ценю этих людей, которые, несмотря на огромную занятость, находят время для общественной работы. Их имена у нас на слуху: Камиль Алимович Аблязов, Зуфар Шамсигалие-вич Хакимов и многие другие. Неизменный успех практически всех начинаний «Иделя» кроется, на мой взгляд – взгляд человека, имеющего большой опыт организаторской и идеологической работы, – в умелом подборе высокопрофессиональных кадров на всех направлениях культурно-просветительной работы. И умелом, грамотном и корректном руководстве этой деятельностью первым и бессменным руководителем объединения Фридом Айниевичем Рашитовым.
В силу специфики своей работы мне нечасто удается участ-вовать в работе объединения, но я никогда не отказывался от встреч с детьми, чтобы провести с ними беседу на медицинские темы, чтобы, по возможности, помочь Национальной татарской гимназии, с которой жизнь связала всю нашу семью. В гимна-зии работает моя жена, Найля Давлятовна, она – заместитель директора по воспитательной работе, гимназию заканчивали все мои сыновья – Исмаил, Ризван, Хасан. Здесь, в гимназии, у них заметили и развили артистические способности, все они – призеры престижных детских и молодежных конкурсов… А раз-ве передать словами родительские чувства, когда твои сыновья выступают со сцены филармонии и оперного театра в сопровож-дении Государственного симфонического оркестра Саратовской филармонии под управлением знаменитого дирижера Фуата Мансурова!
Как врачу, мне приходится сталкиваться не только с меди-цинскими проблемами, но и моральными, я бы сказал, с полным оскудением нравственности среди части населения, когда великовозрастные дети доводят матерей до попыток суицида, или исстрадавшегося от неизлечимой болезни человека после его смерти отказываются хоронить близкие родственники… Поэтому я особенно ценю нравственное воспитание подрастающего поколения в духе лучших татарских – и мусульманских – традиций, что стоит во главе угла всей деятельности объединения «Идель», в том числе и в Национальной татарской гимназии.
Юбилей – это не только торжества, но и подведение итогов, планы на будущее. Несомненно, те высокие цели, которые по-ставило 20 лет назад Саратовское татарское общественное куль-турно-просветительное объединение «Идель», достигнуты. Сде-лано все возможное – с учетом внешних факторов и финансовой цены вопроса, – а порой, вероятно, и невозможное. Одна из сильных сторон деятельности объединения – воспитательная, во всех мероприятиях заняты дети, и все эти мероприятия несут нравственное начало. Это идет, в первую очередь, от самого Фрида Айниевича, его высокой культуры и образованности, интеллигентности, любви к родной нации. Хотелось бы, чтобы татарская молодежь, которая приходит сегодня в «Идель», перенимала этот высокий стиль служения своему народу. И находила новые, современные формы работы и пропаганды национальной татарской культуры, родного языка и традиций, ненавязчиво пробуждала интерес к их изу-чению.
Несколько лет назад по саратовскому телевидению шла му-сульманская программа о духовных ценностях Ислама, культу-ре татарского народа, ее нравственных ценностях. Хорошо бы возобновить такую программу, чтобы ее высоконравственное начало стало достоянием всех наших земляков-саратовцев. Надо учитывать, что в наш век всеобщей занятости телевидение стало единственным источником информации для многих слоев населения.
Хотелось бы пожелать молодежи уметь отличать сиюминут-ные наслаждения от вечных нравственных ценностей. И вести эту пропаганду в светском плане, идти в ногу со временем, нау-кой, культурой, а не с религиозным фанатизмом прошлого. При всем моем уважении к верующим, я боюсь этого уклона со стороны части татарской молодежи. Нельзя забывать, что живем мы не в исламском мире, а в многонациональном российском государстве, веками соприкасаясь, впитывая и уважая его культуру.

и беседу на медицинские темы, чтобы, по возможности, помочь Национальной татарской гимназии, с которой жизнь связала всю нашу семью. В гимна-зии работает моя жена, Найля Давлятовна, она – заместитель директора по воспитательной работе, гимназию заканчивали все мои сыновья – Исмаил, Ризван, Хасан. Здесь, в гимназии, у них заметили и развили артистические способности, все они – призеры престижных детских и молодежных конкурсов… А раз-ве передать словами родительские чувства, когда твои сыновья выступают со сцены филармонии и оперного театра в сопровож-дении Государственного симфонического оркестра Саратовской филармонии под управлением знаменитого дирижера Фуата Мансурова!
Как врачу, мне приходится сталкиваться не только с меди-цинскими проблемами, но и моральными, я бы сказал, с полным оскудением нравственности среди части населения, когда великовозрастные дети доводят матерей до попыток суицида, или исстрадавшегося от неизлечимой болезни человека после его смерти отказываются хоронить близкие родственники… Поэтому я особенно ценю нравственное воспитание подрастающего поколения в духе лучших татарских – и мусульманских – традиций, что стоит во главе угла всей деятельности объединения «Идель», в том числе и в Национальной татарской гимназии.
Юбилей – это не только торжества, но и подведение итогов, планы на будущее. Несомненно, те высокие цели, которые по-ставило 20 лет назад Саратовское татарское общественное куль-турно-просветительное объединение «Идель», достигнуты. Сде-лано все возможное – с учетом внешних факторов и финансовой цены вопроса, – а порой, вероятно, и невозможное. Одна из сильных сторон деятельности объединения – воспитательная, во всех мероприятиях заняты дети, и все эти мероприятия несут нравственное начало. Это идет, в первую очередь, от самого Фрида Айниевича, его высокой культуры и образованности, интеллигентности, любви к родной нации. Хотелось бы, чтобы татарская молодежь, которая приходит сегодня в «Идель», перенимала этот высокий стиль служения своему народу. И находила новые, современные формы работы и пропаганды национальной татарской культуры, родного языка и традиций, ненавязчиво пробуждала интерес к их изу-чению.
Несколько лет назад по саратовскому телевидению шла му-сульманская программа о духовных ценностях Ислама, культу-ре татарского народа, ее нравственных ценностях. Хорошо бы возобновить такую программу, чтобы ее высоконравственное начало стало достоянием всех наших земляков-саратовцев. Надо учитывать, что в наш век всеобщей занятости телевидение стало единственным источником информации для многих слоев населения.
Хотелось бы пожелать молодежи уметь отличать сиюминут-ные наслаждения от вечных нравственных ценностей. И вести эту пропаганду в светском плане, идти в ногу со временем, нау-кой, культурой, а не с религиозным фанатизмом прошлого. При всем моем уважении к верующим, я боюсь этого уклона со стороны части татарской молодежи. Нельзя забывать, что живем мы не в исламском мире, а в многонациональном российском государстве, веками соприкасаясь, впитывая и уважая его культуру."