Герб татарской автономии саратовской области
Федерация кореш саратовской области
СК Алга
ОМТО Сарытау

Региональная национально-культурная

автономия татар Саратовской области

В годовом календаре всех земледельческих народов самыми ответственными этапами считались сев и жатва. Их начало и успешное завершение издавна отмечались празднествами.

У волжских булгар и их потомков – казанских татар – вместе с весенним севом приходил и большой народный праздник – Сабантуй. Обычно его праздновали в конце мая в начале июня.

 Сначала молодые джигиты собирали по деревне подарки для будущих победителей в состязаниях и играх. Деревенские жители не отказывали: дарили вышитые платки и полотенца, куски ситца, рубашки, куриные яйца. Самым почетным подарком считалось вышитое национальным узором полотенце. Оно имело символический смысл, и с ним не шли в сравнение другие призы. Девушки готовили подарки всю зиму – ткали, шили, вышивали. Каждой хотелось, чтобы именно ее работа получила всеобщее одобрение, именно ее полотенце стало наградой самому сильному джигиту.

Сбор подарков обычно сопровождался веселыми песнями, шутками, прибаутками. Подарки привязывали к длинному шесту. Всем ходом праздника «заведовали» влиятельные старики. Они посылали джигитов за праздничной «данью», назначали жюри для награждения победителей, следили за порядком во время состязаний.

В день Сабантуя в деревне царило приподнятое настроение. Люди с утра шли на майдан – просторный луг. Впереди шествовали организаторы праздника, один из них нес длинный шест с привязанным полотенцем – символ Сабантуя. Одевались во все самое лучшее, женщины доставали из сундуков все свои украшения.

Самые древние и главные состязания на Сабантуе - бег, национальная борьба, скачки, прыжки. Другие виды соревнований появились в более поздние времена. Состязания по бегу начинали мальчики. Старики отводили их на небольшое расстояние, и те по команде пускались во всю прыть к шесту с призами, установленному в центре майдана.

Большое оживление всегда вызывала борьба на кушаках: в результате этих состязаний определялся батыр Сабантуя – тот, кто после всех схваток оставался непобежденным. Батыры пользовались всеобщим уважением и почетом. Их приглашали на Сабантуй в соседние деревни, а самых знаменитых – в Казань. О батырах слагали песни, рассказывали легенды.

Один из центральных моментов на Сабантуе – скачки. Ни в одной татарской деревне праздник не обходился без них. Призы, завоеванные на скачках, как и в соревнованиях по борьбе, считались самыми почетными. Их привязывали к шее коней-победителей. А сколько было смеха, когда начинался бег в мешках вокруг майдана или когда бежали пары спортсменов, связанных между собой за ноги! Как тут не веселиться, глядя на отчаянных джигитов, штурмующих гладкий высокий столб или ведущих бой мешками, сидя на бревне?!

В «обязательную» программу Сабантуя входили и такие народные игры, как битье горшков с завязанными глазами, поднятие тяжестей, бег с ведрами, полными воды, или с яйцом в ложке. И конечно же, во множестве выступали на празднике певцы, танцоры, музыканты…

После игр и состязаний начиналось гуляние молодежи. До глубокой ночи звучали гармошки, скрипки, парни и девушки пели песни, водили хороводы. Именно эта часть праздника издавна беспокоила мусульманское духовенство. Ведь, по шариату, женщина не должна присутствовать на зрелищах. А татарские девушки и женщины приходили на Сабантуй. Шариат также требовал, чтобы невеста и жених соединялись по желанию родителей, а на Сабантуе молодые люди встречались, влюблялись, сговаривались о свадьбах – этот праздник будто специально был создан для таких встреч! Редко какой парень, состязаясь в силе и ловкости, не лелеял надежду понравиться девушке, показать, на что он способен. Присутствие прекрасного пола на Сабантуе вдохновляло джигитов.

Приближения Сабантуя с нетерпением ждали не только татары. Он был желанным и для русского, и для мордвина, и для чуваша – словом, для всех, кто жил тогда в Казанской губернии. Сабантуй постепенно сделался праздником межнационального общения. И в этом его главное отличие от религиозных праздников, которые разделяли людей разной веры. На религиозный праздник татарин не мог пригласить иноверца – этим он оскорбил бы его участников и скомпрометировал себя, а на Сабантуй – пожалуйста. Этот праздник только способствовал дружескому общению живущих бок о бок людей разных национальностей, основанному на общности их хозяйственной жизни. Дружба татарских и русских семей и даже целых деревень продолжалась в нескольких поколениях.

В самой идее Сабантуя заключен глубоко гуманный смысл: не обидеть, не оскорбить, не унизить ни одного его участника. По неписаным законам и обычаям, выработанным народом, никто из пришедших на этот праздник не должен был уйти отсюда с тяжелым сердцем и обидой. Например, обязательно награждали бегуна, повредившего ногу, вручали приз коню, который приходил на скачках последним.

Несмотря на все потрясения нашей жизни, Сабантуй остался с нами, сохранились лучшие традиции народного праздника. Правда, теперь его празднуют в начале лета, когда в тяжелом крестьянском труде появляется небольшая передышка перед сенокосом. Сначала праздник проходит в селах и райцентрах, потом докатывается и до областных центров и столиц.

На нашу землю пришла весна. Это значит – пришла пора пахать и сеять, закладывать основу будущего урожая. Завершая весенний сев, вновь в наши села и города придет Сабантуй – добрый праздник плуга. Двадцать седьмой раз подряд он будет отмечаться на Саратовской земле.

В этом году он будет проходить 16 июня в 10.00 в с. Усть-Курдюм Саратовского района.

Оргкомитет составил большую программу праздника: тут будут национальная татаро-башкирская борьба на кушаках, захватывающие состязания, игры, аттракционы, выступления артистов республики Татарстан, коллективов художественной самодеятельности г. Саратова и области. 

Приглашаем всех на Сабантуй!

К месту проведения «Сабантуй-2018» будут курсировать автобусы с ул.Радищева (Угол Кутякова).

 

Вопросы и предложения
Если у вас есть вопросы о проекте или вы хотите предложить идею, воспользуйтесь формой ниже.
 
Нажимая кнопку "Отправить" вы подтверждаете, что ознакомились и согласны с политикой конфиденциальности